ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
3.1. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
Летательные аппараты — основа производственных фондов гражданской авиации, их активная часть, главное и единственное звено, производящее транспортную продукцию, что предопределяет весомость их доли в общей эффективности отрасли. Под эффективностью летательного аппарата понимается его способность выполнять поставленные задачи в установленные сроки при минимальных затратах различных видов ресурсов, сохраняя при этом свои характеристики в заданных пределах в течение заданного срока эксплуатации.
Исследование эффективности летательных аппаратов проводится для того, чтобы, во-первых, обоснованно сформулировать технико-экономические и эксплуатационные требования к новым типам летательных аппаратов и обеспечить их выполнение и, во-вторых,, наивыгоднейшим образом использовать поступившие на эксплуатацию летательные аппараты.
Процесс создания летательного аппарата включает в себя несколько этапов: разработку технических предложений, эскизное проектирование, выпуск рабочей документации, изготовление и проведение конструкторских испытаний опытных образцов, государственные и эксплуатационные испытания, ввод в эксплуатацию нового летательного аппарата. На каждом этапе этого процесса в интересах эффективности должен решаться целый ряд задач. На начальной стадии главное-—получение исходных количественных данных для формирования технических требований к вновь создаваемым летательным аппаратам с целью обеспечения эффективности. Исходные данные должны основываться на функциональном анализе возможностей научно-технического ‘прогресса, базироваться на исследовании экономически целесообразных сфер применения различных типов летательных аппаратов в зависимости от потребностей в перевозках, возможностей, других видов транспорта, а также условий эксплуатации. Важно, чтобы исходные данные и тактико-технические требования к новому летательному аппарату были согласованным результатом исследований заказчика и разработчика.
В практической деятельности на начальной стадии процесса создания нового летательного аппарата у заказчика и разработчика разногласий обычно не бывает. Они появляются на заключительно^ этапе, когда новый самолет или вертолет практически готов. Статистика показывает, что за небольшим исключением все новые типы летательных аппаратов последнего периода созданы с отклонениями от заданных характеристик. Одной из причин такого положения является отсутствие апробированной теории эффективности, а отсюда недостаточная активность заказчика в процессе создания новых воздушных судов.
Исследование эффективности на этапе рабочего проектирования должно быть нацелено на создание оптимальной программы экспериментальной отработки эффективности летательного аппарата и ее поэтапную реализацию.
На этапе эксплуатации исследование эффективности имеет целью наивыгоднейшим образом использовать новую технику, на основе фактических данных выбрать оптимальную структуру парка, распределить летательные аппараты (особенно новые) по местам базирования, составить обоснованные программы и сквозные планы поставки новой техники. Для обеспечения эффективности на этой стадии производят эксплуатационную проверку и подтверждение соответствия эксплуатационной эффективности установленным требованиям на основе сбора, анализа и обработки статистических данных. Одновременно разрабатываются мероприятия по доводке фактической эффективности до заданного уровня в течение гарантийного срока эксплуатации.
Здесь мы привели теоретическую схему. Однако на практике этот процесс реализуется медленно и не полностью. Много полезной и Ііужной информации не обобщается. В какой-то мере это связано с отсутствием апробированной теории, которая давала бы стройную программу действий. Отрицательное влияние оказывает и то, что в гражданской авиации нет специальной организационной структуры, обязанностью которой был бы анализ и управление эффективностью. Совсем не обязательно и даже нецелесообразно создавать какую-то новую службу, важно четко определить цели и задачи в области управления эффективностью и самое главное — подготовить специалистов нужного профиля.
При разработке и реализации программы организационно-технических и экономических мероприятий по обеспечению эффективности летательных аппаратов очень важно, чтобы простота, убедительность и экономичность методов сочетались с точностью и достоверностью экспериментального подтверждения.
Требование точности и достоверности методов определения II контроля эффективности летательных аппаратов имеет первостепенное значение: от этого зависят обоснованность принимаемых решений по фактическому уровню эффективности и мероприятия по обеспечению требуемого уровня. На практике почти всегда приходится иметь дело с неточными и недостоверными данными вследствие приближенности математических моделей и неопределеннос-
сти исходной информации о факторах, определяющих эффектив — ‘ ность. В связи с этим возникла проблема обоснования рациональных требований к точности и достоверности методов определения, и контроля эффективности.
Контроль и особенно обеспечение эффективности связаны со — значительными расходами трудовых и материальных ресурсов, поэтому при выборе методов должен производиться их тщательный, технико-экономический анализ и экономическое обоснование; необходимо сравнивать затраты на проведение контроля эффективности: и осуществление мероприятий по ее обеспечению с теми потерями,, которые могут иметь место в случае, если контроль эффективности и мероприятия по ее обеспечению не проводятся.
Есть еще одно требование к методам — это простота контроля: эффективности. Обычно стремятся создать сложные математические модели эффективности, забывая о том, что в основе каждой: математической модели лежат допущения, которые не только не могут быть компенсированы усложнением моделей, но и делают усложнение бесполезным. Так, например, математические модели объединения эффектов строятся в предположении полной их независимости. Это допущение принимается как аксиома, хотя почти всегда заведомо известно, что оно лишь приближенно отражает действительность. При этом допущении строятся сложнейшие математические модели, реализация которых возможна только при ‘ наличии новейших электронных вычислительных машин и значительных затратах машинного времени.
Математические модели и методы определения и контроля эффективности летательных аппаратов должны соответствовать качеству используемой информации, однако нередки случаи, когда рекомендуются сложнейшие в расчетном отношении математические модели там, где используемая информация обладает крайненизкой точностью и достоверностью. Тенденция сложной математизации процессов формирования показателей эффективности делает методы их оценки недоступными для широкого круга конструкторов и инженеров-разработчиков и препятствует внедрению указанных методов в практику проектирования, испытаний и эксплуатации летательных аппаратов.