ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

3.1. ЗАДАЧИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Летательные аппараты — основа производственных фондов гражданской авиации, их активная часть, главное и единственное звено, производящее транспортную продукцию, что предопределя­ет весомость их доли в общей эффективности отрасли. Под эффек­тивностью летательного аппарата понимается его способность вы­полнять поставленные задачи в установленные сроки при мини­мальных затратах различных видов ресурсов, сохраняя при этом свои характеристики в заданных пределах в течение заданного сро­ка эксплуатации.

Исследование эффективности летательных аппаратов проводит­ся для того, чтобы, во-первых, обоснованно сформулировать техни­ко-экономические и эксплуатационные требования к новым типам летательных аппаратов и обеспечить их выполнение и, во-вторых,, наивыгоднейшим образом использовать поступившие на эксплуата­цию летательные аппараты.

Процесс создания летательного аппарата включает в себя нес­колько этапов: разработку технических предложений, эскизное про­ектирование, выпуск рабочей документации, изготовление и про­ведение конструкторских испытаний опытных образцов, государст­венные и эксплуатационные испытания, ввод в эксплуатацию но­вого летательного аппарата. На каждом этапе этого процесса в интересах эффективности должен решаться целый ряд задач. На начальной стадии главное-—получение исходных количественных данных для формирования технических требований к вновь созда­ваемым летательным аппаратам с целью обеспечения эффективно­сти. Исходные данные должны основываться на функциональном анализе возможностей научно-технического ‘прогресса, базировать­ся на исследовании экономически целесообразных сфер примене­ния различных типов летательных аппаратов в зависимости от по­требностей в перевозках, возможностей, других видов транспорта, а также условий эксплуатации. Важно, чтобы исходные данные и тактико-технические требования к новому летательному аппарату были согласованным результатом исследований заказчика и раз­работчика.

В практической деятельности на начальной стадии процесса создания нового летательного аппарата у заказчика и разработ­чика разногласий обычно не бывает. Они появляются на заключи­тельно^ этапе, когда новый самолет или вертолет практически готов. Статистика показывает, что за небольшим исключением все новые типы летательных аппаратов последнего периода созданы с отклонениями от заданных характеристик. Одной из причин такого положения является отсутствие апробированной теории эффектив­ности, а отсюда недостаточная активность заказчика в процессе создания новых воздушных судов.

Исследование эффективности на этапе рабочего проектирования должно быть нацелено на создание оптимальной программы экс­периментальной отработки эффективности летательного аппарата и ее поэтапную реализацию.

На этапе эксплуатации исследование эффективности имеет целью наивыгоднейшим образом использовать новую технику, на основе фактических данных выбрать оптимальную структуру парка, рас­пределить летательные аппараты (особенно новые) по местам ба­зирования, составить обоснованные программы и сквозные планы поставки новой техники. Для обеспечения эффективности на этой стадии производят эксплуатационную проверку и подтверждение соответствия эксплуатационной эффективности установленным тре­бованиям на основе сбора, анализа и обработки статистических данных. Одновременно разрабатываются мероприятия по доводке фактической эффективности до заданного уровня в течение гаран­тийного срока эксплуатации.

Здесь мы привели теоретическую схему. Однако на практике этот процесс реализуется медленно и не полностью. Много полез­ной и Ііужной информации не обобщается. В какой-то мере это связано с отсутствием апробированной теории, которая давала бы стройную программу действий. Отрицательное влияние оказывает и то, что в гражданской авиации нет специальной организацион­ной структуры, обязанностью которой был бы анализ и управление эффективностью. Совсем не обязательно и даже нецелесообразно создавать какую-то новую службу, важно четко определить цели и задачи в области управления эффективностью и самое главное — подготовить специалистов нужного профиля.

При разработке и реализации программы организационно-тех­нических и экономических мероприятий по обеспечению эффектив­ности летательных аппаратов очень важно, чтобы простота, убе­дительность и экономичность методов сочетались с точностью и достоверностью экспериментального подтверждения.

Требование точности и достоверности методов определения II контроля эффективности летательных аппаратов имеет первосте­пенное значение: от этого зависят обоснованность принимаемых решений по фактическому уровню эффективности и мероприятия по обеспечению требуемого уровня. На практике почти всегда при­ходится иметь дело с неточными и недостоверными данными вслед­ствие приближенности математических моделей и неопределеннос-

сти исходной информации о факторах, определяющих эффектив — ‘ ность. В связи с этим возникла проблема обоснования рациональ­ных требований к точности и достоверности методов определения, и контроля эффективности.

Контроль и особенно обеспечение эффективности связаны со — значительными расходами трудовых и материальных ресурсов, по­этому при выборе методов должен производиться их тщательный, технико-экономический анализ и экономическое обоснование; необ­ходимо сравнивать затраты на проведение контроля эффективности: и осуществление мероприятий по ее обеспечению с теми потерями,, которые могут иметь место в случае, если контроль эффективно­сти и мероприятия по ее обеспечению не проводятся.

Есть еще одно требование к методам — это простота контроля: эффективности. Обычно стремятся создать сложные математичес­кие модели эффективности, забывая о том, что в основе каждой: математической модели лежат допущения, которые не только не могут быть компенсированы усложнением моделей, но и делают усложнение бесполезным. Так, например, математические модели объединения эффектов строятся в предположении полной их неза­висимости. Это допущение принимается как аксиома, хотя почти всегда заведомо известно, что оно лишь приближенно отражает действительность. При этом допущении строятся сложнейшие ма­тематические модели, реализация которых возможна только при ‘ наличии новейших электронных вычислительных машин и значи­тельных затратах машинного времени.

Математические модели и методы определения и контроля эф­фективности летательных аппаратов должны соответствовать ка­честву используемой информации, однако нередки случаи, когда рекомендуются сложнейшие в расчетном отношении математиче­ские модели там, где используемая информация обладает крайне­низкой точностью и достоверностью. Тенденция сложной матема­тизации процессов формирования показателей эффективности де­лает методы их оценки недоступными для широкого круга конст­рукторов и инженеров-разработчиков и препятствует внедрению указанных методов в практику проектирования, испытаний и экс­плуатации летательных аппаратов.